Юбилейная дата героической защиты Ейска в годы Крымской войны

Сегодня исполняется 170 лет со дня героической защиты Ейска в годы Крымской войны.

В 1855 году  жителям Ейского района пришлось пережить события, внесшие изменения в его облик. В ходе Крымской кампании 1853-1856 годов англо-французские корабли атаковали русские укрепления не только на северо-восточном берегу Черного моря. Проникнув через Керченский пролив в Азовское море, они подвергли бомбардировке с моря здешние укрепления и пытались высадить свои десанты.

Первые упоминания о появлении вражеской эскадры относятся к маю 1855 года. Заведующий участком между Ейском и Ясенским гирлом полковник Борзиков доложил, что 8 пароходов появились 13 мая у Камышеватской косы, в 2-х верстах от берега. 18 мая эскадра появилась в 6 верстах от Ейска. 3 неприятельских парохода, не подходя к берегу, потянулись в устье Дона. По данным Борзикова, пароходы часто останавливались и делали промеры глубин.

19 мая несколько пароходов появились у островов Долгой косы и нагнали одно наше торговое судно. Шкипер и матросы этого судна, видя, что неприятель их нагоняет, тот час распустили все паруса и поставили их по ветру. А сами пересели в лодку и успели спастись на берегу. Судно, преследуемое неприятелем, село недалеко от берега на мель. Неприятель, не сумев сдвинуть его с мели, спалил его.

21 мая недалеко от Ейска опять появились сначала 4, а потом 6 неприятельских пароходов и, не останавливаясь, потянулись к устью Дона.

В этот же день на военном совещании в Темрюке было принято решение перебросить в Ейск для его защиты 2 резервных батальона Черноморского войска и 2 конные сотни.

24 мая 1855 года 18 английских пароходов стали на якорь на внешнем рейде севернее города. Жители Ейска перебирались в степь или уходили в окрестные хутора и станицы. Поскольку город не был готов противостоять вооруженному натиску противника, было принято решение вступить с англичанами в переговоры, тем более что английской эскадрой руководил племянник основателя города —  сэр Пемброк, сын любимой и единственной сестры Катеньки! Ещё был жив и находился в Одессе основатель города М.С. Воронцов! 25 мая на берег высадился отряд из 30 человек. Их встретила делегация купцов и мещан, которую возглавляли городской голова, купец первой гильдии Н.Л. Мордовцев и бургомистр города Л.В. Редовский.

Командиру английского отряда были поднесены хлеб и соль. Руководству города пришлось выполнить все требования парламентеров: были уничтожены запасы казенного хлеба и сожжены склады сена на набережной, после чего парламентеры покинули город.   

Этот «визит» английских военных моряков дорого обошелся командиру Ейского отряда полковнику Борзикову.

В ходе следствия выяснилось, что полковник Борзиков 25 мая 1855 года при нападении англо-французского флота, состоявшего из 18 пароходов, вступил в переговоры с неприятельскими  парламентерами об истреблении бывших в городе казенных и частных запасов провианта и фуража.

Не имея никакой инструкции не подобный случай, Борзиков согласился с предложением неприятеля истребить без боя означенный провиант и фураж, которые и были сожжены им в присутствии тех же парламентеров.

Государь Император  отметил, что командир ейского отряда полковник Борзиков, которому поручено было защита города Ейска, не имел право входить в переговоры с неприятелем и заниматься  истреблением казенного имуществ. Он должен  был или защищать город, или же, если силы его отряда были для этого недостаточно, отступить с вверенными ему войсками.

По указанию царя полковника Борзикова предали военному суду.

Генерал — Аудиториат признал подсудимого полковника Борзикова виновным:

1. В неуместном дозволении себе иметь с неприятельскими парламентерами переговоры  и в допущении через то не свойственного русскому солдату поступка — жечь по приказанию неприятеля казённое и частное имущество.

2. В неосновательном, по  необдуманности своей, донесении начальству, что жители Ейска не соглашались вывести из города казённый провиант, тогда как они были на то согласные, но только не имели никаких средств перевозки.

По сему  Генерал – Аудиториат  полагал:

1. Полковника Борзикова за означенные проступки, беря во внимание к прежней 38-летней беспорочной отличной его службы, проведённой большей частью в военных действиях, искреннему раскаянию в опрометчивости своей, при нападении неприятеля   на город Ейск, выдержать 6 недель под арестом в крепости на гауптвахте, а потом обратить на службу по назначению начальства.

2. Удержать с полковника Борзикова 429 руб. серебром на прогоны и суточные членам военной судной комиссии.

Основные события в нашем районе начали происходить осенью 1885 года.

15 сентября два неприятельских парохода, остановившись у Камышеватской косы, спустили на 5 баркасах до 150 матросов и солдат, которые, высадившись на Камышеватской косе, сожгли все находившиеся там рыбные заводы, принадлежавшие Черноморским казакам. Потом прибыли еще 3 парохода и вся эскадра двинулась к станице Должанской с намерением высадиться на берег. Но в Должанской находилось в это время 3 сотни Донского казачьего 45-го полка, и неприятель, заметив готовность отразить высадку не решился выйти на берег. 16 сентября пароходы скрылись в море.

23 октября, на рассвете показались перед Ейском 9 неприятельских пароходов. Из них 5 вошли в Ейский лиман и встали там напротив Глафировки.  Целый день они обстреливали Глафировку, пока полностью не спалили это селение.

Остальные 4 парохода большого размера с 9 утра и до заката солнца бомбардировали Ейск со стороны моря.

Начальник Ейского отряда полковник Дорошенко и начальник портового города полковник Чередеев распорядились вывести из города жителей и перевести военный госпиталь в станицу Новощербиновскую. В 1855 году в городе проживало 16 тысяч жителей. По призыву городского головы купца 1-й гильдии Мордовцева ейчане вывезли из Ейска все самое ценное. К вечеру 23 числа в городе не осталось никакого казенного имущества, частные дома почти все пустовали.

Утром 24 октября 5 пароходов встали в лимане напротив Ейска. К ним присоединились 9 гребных судов, вооруженные пушками и небольшого калибра мортирами.

В 8 часов неприятельская эскадра открыла по городу перекрестный огонь с моря и из лимана. В городе были две роты резервного Черноморского батальона, составленные из молодых казаков, еще не бывших на службе, при отставных офицерах и урядниках и две сотни Донского 45-го полка.

Зная, что у защитников города нет артиллерии, неприятельские суда подошли  вплотную к городу и продолжили обстрел Ейска преимущественно бомбами, гранатами и ракетами. В городе вспыхнули пожары. Особенно на лесной бирже с юго-восточной стороны. В 2 часа дня неприятель высадил на берег до 600 человек десанта с моря и лимана.

Полковник Чередеев, которому было поручена защита части города со стороны моря, встретил неприятеля ружейным огнем стрелков, размещенных во рвах по берегу. Рота пехоты бросилась в атаку и опрокинула неприятеля и заставила его поспешно с потерями возвратиться на суда. В тоже время высадка на юго-восточной части города тоже не имела другого успеха, как сожжения нескольких кирпичных заводов вне города.

В 5-м часу вечера канонада прекратилась. На берегу находилось до 20-ти рыбачих лодок. Неприятель решил захватить или уничтожить их.  Один двухтрубный пароход большого размера подошел очень близко к берегу и послал несколько гребных судов, под прикрытием артиллерии. Эти гребные суда были встречены  выстрелами наших стрелков, расположенных на высоких берегах. Гребные суда возвратились к пароходу не без потерь.

В 7 часу вечера четыре парохода отошли дальше от берега, а остальные пять, стоявшие в лимане всю ночь на 25 число продолжали пальбу по городу. Утром 25-го числа они присоединились к оставшимся четырем, а 28 числа вся эскадра удалилась в море на направлению к Ростову.

За эти двое суток бомбардирования города потери были незначительны. Было 3 тяжело раненных нижних чинов, менее опасно ранено  3 человека, контужено гранатными осколками тяжело: учитель XII класса Шинкаренко, принимавший участие в защите города и 5 нижних чинов. Было убито 2 казачьи лошади и еще две ранено.  Стоит отметить, что наряду с казаками 40 жителей города составили вооруженную команду и защищали город от неприятеля.

Из доклада начальника портового города Ейска известно,  что во время бомбардирования неприятелем города повреждено: домов 61, церковь и в окружности города сгорело: ветряных мельниц 12, кузен 4, кирпичных заводов 35 и небольших домиков 30 и до 60 скирд сена.

В рапорте генерал-майор Филипсон отметил, что  неустрашимость и распорядительность полковника Дорошенко и его помощника полковника Чередеева и и.д. полицмейстера Черноморского войска есаула Дьячевского, равно как и храбрость войска, сильных не числом, а опытностью в бою и твёрдостью духа  и решительностью заслуживают особенного внимания и поощрения.

Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея