Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 апреля 2025 г. N 06-00956/25 даны разъяснения о возможных случаях представления юридическими лицами в форме документов на бумажных носителях заявлений и прилагаемых к ним документов для осуществления учетно-регистрационных действий.
Учитывая положения части 1.6 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), а также установленные Законом N 218-ФЗ исключения из данного правила, юридическим лицом (его представителем) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, могут быть представлены в форме документов на бумажном носителе документы:
если стороной сделки, подлежащей государственной регистрации, или сделки, на основании которой подлежит государственной регистрации право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, является физическое лицо (кроме договоров участия в долевом строительстве);
до 01.01.2026 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являющимися юридическими лицами, а также садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами, гаражными кооперативами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2024 N 487-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);
в случае временной технической невозможности подачи заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (далее – Заявления) и (или) документов в форме электронных документов (часть 39 статьи 70 Закона N 218-ФЗ). Информация о наличии временной технической невозможности подачи Заявлений и (или) документов в форме электронных документов незамедлительно с момента ее обнаружения размещается органом регистрации прав на официальном сайте с указанием времени возобновления технической возможности подачи Заявлений и (или) документов в форме электронных документов.
Также могут быть представлены в форме документов на бумажном носителе документы:
1) если “основной пакет” документов был представлен для осуществления учетно-регистрационных действий до 01.03.2025 в форме документов на бумажном носителе и такие действия приостановлены (в таком случае до принятия окончательного решения (об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий либо о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав), юридическим лицом в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены следующие заявления (и приложенные к ним документы):
– о представлении дополнительных документов;
– о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ;
– о возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
– о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
2) в случае, если выдана документарная закладная, заявления и документы для погашения регистрационной записи об ипотеке, изменения содержания документарной закладной, аннулирования документарной закладной, регистрации законного владельца документарной закладной (в том числе в связи со сменой залогодержателя – владельца такой закладной), юридическим лицом могут быть представлены в форме документов на бумажном носителе;
3) юридическим лицом документ может быть представлен в форме документа на бумажном носителе, если законодательством, действовавшим в месте его совершения (издания/заключения/вынесения/принятия/подписания) на момент его совершения (издания/заключения/вынесения/принятия/ подписания), в принципе не было предусмотрено существование такого документа в электронном виде, а именно:
– документ, устанавливающий или удостоверяющий ранее возникшее право на объект недвижимости, возникшее до 31.01.1998 – дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
– документы, устанавливающие или удостоверяющие ранее возникшие права (в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения – Севастополя) на объекты недвижимости, расположенные на территориях этих субъектов Российской Федерации;
– “старые” акты приемки в эксплуатацию объектов недвижимости (например, выданные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004);
4) юридическим лицом может быть представлен в форме документа на бумажном носителе иной необходимый для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документ, предусмотренный Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), а именно:
– при наличии управляющего залогом – заключенные до 01.03.2025 в форме бумажных документов договор (договоры), на основании которого(ых) возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство, договор управления залогом или договор синдицированного кредита (займа) (пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”);
– платежные поручения;
– копии учредительных документов, изменений в них;
– направляемые застройщиком по почте документы, являющиеся доказательствами соблюдения процедур, предшествующих одностороннему отказу застройщика от исполнения договора участия в долевом строительстве, составлению застройщиком одностороннего акта о передаче объекта долевого строительства.
По всем вопросам, входящим в компетенцию Росреестра, обращайтесь в Межмуниципальный отдел по Ейскому и Щербиновскому районам, телефон в Ейске 8 (86132) -3-64-17