О том, что территорию Ейского района в начале августа 1942 года уже никто не охранял говорит тот факт, что по данным оперативной сводки штаба Азовской военной флотилии 7 августа 1942 года в 8.50 два немецких самолета Ю-88 совершили посадку в районе села Воронцовка. Затем, через 10 минут еще 3 самолета Ю-88 произвели там же посадку. После этого все самолеты взлетели и взяли курс на Ейск. Обратите внимание, что никто не препятствовал посадки немецких самолетов.
Обстановка на 8.08.42 года:
Противник занял Старощербиновскую и Строминскую,
Новоминскую, Новощербиновсекую, Каневскую, Брюховецкую, Тимашевскую. Ейск оказался в глубоком тылу.
Воинские части, обороняющие Ейск и Ахтари оказались прижаты к морю.
7-го августа в Темрюк перешел Штаб АВФ.
Командование АВФ, контр-адмирал Горшков и бригадный Комиссар Прокофьев, временно оставались в ст.Приморско-Ахтарской – для организации обороны и организации эвакуации. При создавшейся обстановке было нецелесообразно дальше задерживать эвакуацию Ейской военно-морской базы. Поэтому, 8 августа командованием АВФ был дан приказ об эвакуации базы.
Командиру ЕВМБ.
К 00.00 9.08.42 г. эвакуировать ЕЙСК.
Часть сил вывести сушей на Ахтари, часть вывести морем на Темрюк.
Горшков. Прокофьев.
Эвакуация Ейска
Разработанным планом отхода из Ейска было предусмотрено:
1. 305 ОБМП, команда БП №10, команда БС-661, трибунал, прокуратура, тыл, штаб – эвакуируются на кораблях,
2. 144 ОБМП, авиарота, команда БС-6б3, команда БЗ-374, СНиС, рота ОДО, стрелковый взвод, саперный взвод, ПБ-З6, НБ-305 ОБМП следуют сушей по маршруту: Ейск, Ясенская Переправа, Морозовская Переправа, Приморско-Ахтарская.
3. 45 мм батареи на сухопутном аэродроме и у ФКП до
20.00 8.08.42 г. прикрывают отход частей, после чего
пушки снимаются с основания и на машинах отправляются
в порт, где грузятся на сейнера и следуют морем в Темрюк.
4. Должанская батарея грузится на сейнера и следует в Темрюк.
5. Для обеспечения отхода:
В 19.00 8.08.42 г. 144 БМП после артподготовки кораблей перешел в наступление на Широчанка-Александровка, чтобы обеспечить отход обозов и частей по дороге на Ясенскую Переправу .
2. Обеспечение эвакуации ВМБ Ейск.
Эвакуация началась фактически с 5-го августа и продолжалась по 8-е августа, причем, в первую очередь эвакуировалась материальная часть и имущество, не требующееся для обороны Ейска или такая, которую нельзя будет в последний момент вывести.
Операцию обеспечивали: СКР ТЩ “Войков”, СКР ТЩ “Мариуоль”, КЛ “Буг”, КЛ “Днестр”, КТЩ “Шквал”, КТЩ “Поти”,
СКА МО -0175, 036, 0118, ТКА №№ 14, 34, 54, 39 сейнеров и шхун.
5-го августа 1942 года были сняты с позиции и погружены на СКР ТЩ “Мариуполь” и СКРТЩ “Войков”.
БС-663- 4-100 мм орудия.
Батарея морского аэродрома. 3-45 мм орудия
МКРТЩ “Мариуполь” принял:
2 – 100 мм пушки
2- 45 мм пушки с личным составом, ЗИПом и приборами управления.
СКРТЩ “Войков” принял:
2 – 100 мм пушки
1 – 45 мм пушку с личным составом, ЗИПом
и приборами управления.
СКРТЩ “Мариуполь”, вышедший Ейска в 17.10 5-го августа имел указания:
Если господствовавшие в последние дни остовые ветры согнавшие воду из залива, обмелевшие промоину косы Долгая и создавшие в ней сильное течение в море, с заходом солнца не стихнут и уровень ь воды повышаться не будет, а следовательно, и направление течения в промоине не изменится идти вокруг косы Долгой.
Если ветер упадет, а следовательно, создадутся благоприятные условия для прохода промоиной, то идти через промоину, для провода через промоину на корабль был дан военный лоцман от Ейского гидроучастка.
В 21.10, перепутав ограждающие буи у входа в промоину, со стороны залива и, повернув преждевременно, СКРТЩ “Мариуполь” с хода плотно сел на мель. Ветер к этому времени не менялся, течение в промоине было до трех узлов из залива в море.
Принятые меры к съемке
Действия высланных из Ейска для съемки буксира “Кемь” и КЛ “Днестр” и разгрузка СКР “Мариуполь” на сейнера для уменьшения осадки, результатов не дала.
23.45 6 августа 1942 года, благодаря смене ветра и изменению направления течения в промоине (с моря в залив), СКРТЩ “Мариуполь” самостоятельно снялся с мели и на рассвете 7 августа, пройдя промоину к вечеру, благополучно дошел до Темрюка.
В 19.30 5 августа 1942 года СКРТЩ “Войков” вышел из Ейска в Темрюк вокруг косы Долгой, так как его осадка (9 фут) не позволяла идти через промоину. Переход был совершен благополучно и 6 августа корабль прибыл в Темрюк.
Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея