Ейск, ул. Одесская, 49
По дореволюционным планам города 1898-1913 гг. дом находился на участке № 5 по ул. Одесской между ул. Керченской (ныне ул. Советов) и ул. Нахичеванской (ныне ул. Победы) квартала № 65. Застройка этого квартала, находившегося за валами крепости Ханский городок, началась с 1860-х гг., когда здесь стали появляться первые саманные и деревянные постройки. В начале прошлого века достаточно крупные плановые места, имевшиеся здесь, начали дробиться и продаваться. На месте старых построек возводились новые дома по типовым проектам, предложенным еще первым архитектором Ейска И. А. Жуковским. Индивидуальность дома определялась внешним архитектурным декором, который зависел от пожеланий заказчика и технических возможностей подрядчика.
На вышеуказанном участке вместо прежнего саманного, обложенного по фасаду кирпичом дома, в начале XX в. был возведен новый кирпичный дом. Это был типичный для Ейска рубежа XIX-XX вв. городской жилой дом – одноэтажный кирпичный, на невысоком цоколе, в три окна с парадным входом по уличному фасаду. Вплотную к дому была построена кирпичная въездная воротная арка с деревянными воротами и входной калиткой по одному из рекомендованных архитектором Жуковским образцов. Воротная арка соединялась с узкой полосой кирпичной ограды, идущей к соседнему домовладению. Дома в этой части улицы приобретали или строили зажиточные мещане, купцы и чиновники. Владельцем дома на участке № 5, стоимость которого в 1906 г. определялась в 1000 рублей, являлся мещанин г. Ейска, столярный мастер Василий Терентьевич Кайдашев (Кайдашов), в 1894-1896 гг. исполнявший обязанности ремесленного старшины Ейской упрощенной ремесленной управы.
Во дворе дома В.Т. Кайдашева имелась кирпичная постройка, где находилась столярная мастерская (не сохранилась). В зимний период хозяин дома занимался изготовлением веялок. Описание этого вида ремесла в свое время составил учитель Ейского Александровского училища Егор Федорович Передельский: «Главный предмет производства ейских столяров – веялки. Для веялки нужно много принадлежностей из железа; столяры, обыкновенно, заказывают их местным же кузнецам, исключая зубчатые колеса и шестерни, которые покупают в железных лавках; таким образом, столярное производство и кузнечное тесно между собою связаны. Некоторые кустари (3-4), для более успешного и более дешѐвого производства, имеют как столярные мастерские, так и кузнечные. … Сбыт веялок со временем может дойти до значительных размеров, так как его район, с годами, все увеличивается. Ейские веялки расходятся не только во всем Ейском уезде, но захватывают значительную часть уездов: Екатеринодарского и Кавказского и проникают в северо-западную часть Ставропольской губернии; покупают их также и жители южной части Ростовского уезда и Донской области: кроме того, они отправляются, хотя, пока, в незначительном количестве, в Мариуполь и Бердянск. Главный же рынок для сбыта веялок – станица Старощербиновская, где в году бывает три обширные по размерам торговли ярмарки: весенняя (сейчас после Пасхи), летняя (29 июня) и осенняя (14 сентября)». В остальное время в мастерской Кайдашева на Одесской делали простую мебель, необходимую в быту мещан и казаков. Как писал Е.Передельский: «Иногда мебель (столы, стулья, кровати, комоды) изготовляется по заказу, но чаще без всяких заказов. Изготовленную мебель вывозят на базар, где главными покупателями являются здешние жители, из мещан. Нужно заметить, что среди местного мещанского населения существует довольно распространенный обычай давать в приданое дочери, при выходе ее замуж, столы, стулья, комод и кровать: отцы взрослых дочерей и являются главными покупателями мебели, приготовленной местными столярами. Но заработок на мебели – незначителен, и, если столяры ейские и занимаются ею, то лишь потому, что заработка, более выгодного, в это время нет». Кузнечным ремеслом, тесно связанным со столярным, занимался брат Василия Терентьевича, которому принадлежала кузнечная мастерская на ул. Ростовской с семью рабочими, хорошо известная в городе. Среди ейчан даже ходила поговорка: «Болгов пули отливает, Гурский ружья починяет, Кайдаш гвоздички снастит».
В советский период бывший дом Кайдашева использовался как жилой. О том, как сложилась судьба его первых владельцев неизвестно. В настоящее время это частный жилой дом. В 2001 г. со стороны дворового фасада к дому была сделана пристройка.