В 1850 году начальник портового города Ейск полковник Голицын обратился к атаману Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанту Рашпилю с вопросом о возможности выделения земель в черте города иностранным гражданам для разведения садов.
В своем ответе от 2 декабря 1850 года Рашпиль ответил, что согласно Положения о Черноморском казачьем войске от 1 июля 1842 года иностранные граждане не имеют право иметь земельные участки в городской черте.
Я познакомлю вас с правилами по раздаче выгонной земли для разведения садов и дач в 1850 году. 27 августа 1850 года Наместник Кавказский князь Михаил Воронцов утвердил «Правила на раздачу выгонной земли, принадлежащий портовому городу Ейску, для разведения садов и виноградников, а также плантаций красильных растений и шелковичных деревьев и для устройства дач.»
Согласно этих Правил, под сады и дачи отводилось не более десятой части выгонной земли. Землю выдавали в трех местах:
с юго-восточной стороны города по направлению к хутору сотника Колыбыкова,
от хутора Колыбыкова, над лиманом по направлению к городу,
на Ейской косе.
В одни руки, согласно Правил, выделялся участок не более 5 десятин. (Десятина — старая русская единица земельной площади. Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казённая», равная 2400 квадратным саженям (109,25 «соток»; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы) Но, преимущественно из для садов отводилось по 3 десятины.
На Ейской косе выделялось по 1,5 десятины земли для устройства дач и разведения растений и деревьев, только тех которые могут лучше расти на этом грунте земли. Желающие получить участок под сады или дачи должны были обратиться к начальнику города. Начальник города спрашивал разрешение на это у Наказного атамана и по получению разрешения безотлагательно выделял земельный участок. Наказной атаман обо всех выданных земельных участках в Ейске по истечению года докладывал Наместнику Кавказскому. После отвода земли, начальник города выдавал свидетельство на временное пользование и взимал залог в размере 2 рубля серебром за каждую десятину.
Получивший участок обязан был в течение первых 3-х лет отгородить его или откопать рвом и посадить не менее 100 фруктовых деревьев или 1200 кустов винограда на каждую десятину, располагая их на участке по своему усмотрению. Согласно Правил, окружность сада над рвом или возле забора, хозяин обязан был засадить преимущественно акациями, тополями или иными местными деревьями. Когда сад или виноградник будут таким образом заведены, тогда хозяин должен просить об освидетельствовании их и выдать вместо временного свидетельства постоянное. Освидетельствование производится немедленно начальником города в присутствии полицмейстера или членов Ратуши когда она будет открыта или 3 почетных жителей Ейска. Если окажется, что заведение во всём соответствует установленным правилами, то владелец участка освобождается на 10 лет со дня отвода участка от всякого оброка. По истечении этого льготного времени, отведенный участок облагается ежегодным сбором в пользу города по 30 коп. серебром с десятины. При выдаче открытого листа на постоянное пользование участком возвращаются хозяину принятые от него в залог деньги вместе с процентами.
Если на отведенном участке в течение полутора года со дня ввода не было начато разведение сада или виноградника, то не ожидая трехлетнего срока участок отбирался и отдавался в установленном выше порядке другому лицу. Таким же образом поступали и тогда если по истечению 3 лет, получивший участок не выполнил всех условий Правил. Во всех этих случаях принятых в залог деньги оставались в пользу города. Если по получения открытого листа хозяин участка уничтожал все деревья и виноградники, то участок отбирался от него и передавался другому на выполнение вышеизложенных условиях. Если же деревья погибали по каким-либо несчастным случаем, то хозяину предоставлялся для восстановления сада новый трехгодичный срок и льгота на это время от платежа оброка. Хозяин обязан был содержать сад и виноградник постоянно в таком, как требуют условия для приобретения участка. Если часть деревьев или виноград был вырублен по какому-нибудь случаю, то хозяин обязан был посадить деревья снова, чтобы на участке всегда было не менее определенного количества деревьев и винограда.
Только такие жёсткие условия позволили в самое короткое время сделать из Ейска цветущий и зеленый город.
18 августа 1850 года исправляющий должность начальника портового города Ейска полковник Голицын в докладной записке на имя управляющего гражданской частью Ставропольской губернии писал, что для разведения городского сада и Воронцовского бульвара городу необходим садовник с назначением жалования 260 рублей серебром. Наместник Кавказский князь Воронцов своим предписанием от 16 сентября 1850 года разрешил нанять садовника19.
На этом основании князь Голицын договорился в Таврической губернии с саксонским подданным Христианом Фридрихом Бернвальдом о назначении его городским садовником. Но потом Бернвальд отказался от этого места, и город остался без садовника.
В июне 1852 года уже начальник портового города Ейск полковник Чередеев, с разрешения управляющего гражданской частью Ставропольской губернии, начал обустройство Воронцовского бульвара. А между тем, по сношению его с директором Императорского Никитского сада, изъявил согласие поступить в садовники города Ейска довольно известный опытностью по всем частям садоводства, выпущенный в 1844 году из казенных учеников тамошней школы Панфил Иванов.
В виду огромного опыта Панфилу Иванову было положено жалование 300 рублей серебром, на наем квартиры 50 рублей и на продовольствие семье еще 36 рублей серебром. Всего 386 рублей серебром в год.
В Национальном архиве Грузии находится документ от 5 декабря 1852 года за №3794, где Наместник Кавказский князь Михаил Воронцов дает распоряжение о найме Панфила Иванова садовником для сада и бульвара города Ейска.
В рапорте начальника портового города Ейск полковника Чередеева от 16 октября 1852 года на имя Наказного Атамана войска Черноморского говорится:
В посещении Князя Наместника Кавказского в прошлом сентябре месяце города Ейска, Его Светлость в благоснисходительности своем внимании к устройству города изволили приказать мне лично в наступившее теперь осеннее время, как самое удобное, для рассадки садовых произрастений, позаботиться насадить несколько деревьев по бокам линии Воронцовского проспекта и окопать рвом предполагаемую местность для городского сада, если к тому представятся возможные способы. Благоприятно продолжающаяся теперь осенняя погода и прибытие в Ейск садовника Панфила Иванова дают возможность к осуществлению воли и желания Его Светлости. А потому немедленно приступаю к посадке приличных деревьев по линиям Воронцовского проспекта, в местах обнесенных барьерами, а так же окопать рвом местность, указанную для городского сада.
Для полива деревьев были выкопаны колодцы: один на проспекте и два в городском саду.
Основные работы по высадке деревьев в городском саду начались весной 1853 года. Для разведения городского сада и Воронцовского проспекта было закуплено:
В 1853 году:
Груш и яблонь – 1100 деревьев,
вишен – 250 деревьев, слив – 1000 деревьев,
смородины, крыжовника, малины – 50 кустов,
винограда – 250 лоз,
акаций – 340 деревьев,
березы – 120 деревьев,
вяза – 640 деревьев,
тополя пирамидального – 4 дерева.
В 1854 году было посажено:
груш и яблонь – 800 деревьев,
слив – 300 деревьев,
акаций – 100 деревьев,
бересты – 180 деревьев,
ясеня – 40 деревьев,
клена – 50 деревьев,
березы – 12 деревьев,
липы – 60 деревьев,
абрикоса – 800 деревьев,
шелковицы – 10 деревьев,
персиков – 24 дерева.
В 1855 году посадили:
слив – 74 дерева,
кизила красного – 16 деревьев,
кизила цветного – 20 деревьев,
акаций – 15 деревьев,
тополя – 10 деревьев,
платана – 3 дерева.
Кстати, на карте 1854 года на месте нынешнего парка Поддубного был указан «Казённый парк».
Князь Воронцов помогал Ейску в благоустройстве. В документах можно прочитать:
Наместник Кавказский, согласно представлению Управляющего Гражданскою частью в Ставропольской губернии, желая предоставить городу Ейску возможность к благоустройству и содержанию своего управления собственными средствами, предписанным от 17 августа за № 2520, разрешает земский сбор с жителей этого города присоединить к городским доходам. 10 сентября 1851 года.
Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея