Перебирая архив фотографий, я наткнулся на одну очень интересную фотографию. Она сделана с крыши собора Михаила Архангела, что стоял в парке Горького.
Чем же примечательна данная фотография? Тем, что на ней изображены сразу 2 Покровские церкви – Старопокровская справа и Новопокровская.
Далее я приведу отрывок из своей новой книги «Родина с именем Ейск».
Первым памятником религиозного чувства жителей города Ейска был молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вот как писал о его истории ейский священник Максим Прозоровский:
В половине 1849 года ейцы вошли прошением к Преосвященному Кавказскому Иеремею о разрешении им устроить в городе Ейске, по приложенному плану и фасаду (план хранился при церкви). План скреплен подписью начальника города князя Голицына и городского архитектора Жуковского. Сверху плана резолюция Преосвещенного Кавказского Иеремея, молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы; того же года августа 10 дня, в ответ на прошение, последовала следующая резолюция Преосвященного:
„Молитвенный дом, по чертежу сему, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроить в городе Ейске благословляется.»
И вот, недолго медля, жители гор. Ейска, призвав благословение Божие, и освятив (1-го сентября 1849 года) место на одной из площадей Греческой улицы, в приморской части города, для будущего своего храма, приступили к построение онаго. Место для молитвенного Покровского дома освящали: станицы Старощербиновской протоиерей Фома Прага и местный священник Павел Ярошевич. Они же, по преданию, участвовали и при открытии города Ейска.
Собственно говоря, Греческой улицы в то время еще не было, она существовала только на плане.
Так как храм предполагался деревянный, то, по совету начальника города князя Голицына, жители купили для сей цели судно, из которого, по преданно, с самою малою добавкою дерева и кирпича, и был построен молитвенный Покровский дом. Не затейливо и не богато было то здание: молитвенный Покровский дом не отличался ни величием, ни архитектурою, ни красотою; он более походил на дом восточного вкуса, (со внешней своей стороны),—и имел всего 18 аршин в длину, 14 аршин в ширину, при соразмерной высоте; покрыт тесом, и обнесен навесами с трех сторон, (в восточном вкусе). Естественно, что он (молитвенный дом) весьма скоро был построен.
1850 года 1-го октября он был уже освящен. Клировая ведомость дает нам следующие о нем сведения, что он построен тщанием прихожан 1850 года. Зданием деревянный; без колокольни и без окраски как внутри, так и снаружи; холодный; с одним престолом — во имя Покрова Пресвятой Богородицы; причта при нем по штату еще не положено, но налицо один священник и один диакон.
Не лишним считаем сказать, что одним из усердных и попечительных прихожан, в построении и снабжении молитвенного Покровского дома необходимым был начальник города князь Александр Сергеевич Голицын. О христианских достоинствах этого мужа весьма много свидетельствует , записка, оставленная им при молитвенном Покровском доме.
1852 года ейцы, побуждаемые как желанием облагообразить свой первый храм, так и необходимостью, в следствие оказавшейся непоместительности онаго для прихода, который с каждым почти днем рос в количестве, расширили его с западной стороны на 14 аршин. В следующем 1853 году они окрасили его как внутри, так и снаружи. Вот, к сожалению, и все, что прихожане Покровского молитвенного дома сделали для внешнего благообразия своего первого памятника, со времени его основания до 1853 года. С возникновением мысли о построении собора, именно с конца 1853 года, он подвергается решительному забвению. Даже, когда частные добрые люди, будучи снедаемы жалостью о нем, заявляли свое желание хотя что нибудь сделать для его внешнего благообразия, то встречали или холодные отводы или явные препятствия.
Покровскому молитвенному дому, «этому первому и дорогому памятнику города», по слову основателя, князя Воронцова, — так безудобно, так безприютно и долго-долго пришлось стоять среди площади, походя больше на хлебный магазин, и служа удобною стеною для обчухивания гуляющего по площади разного рода скота!
За тем настает год испытания для города — 1855 год. Потерпел тогда город, не менее потерпел и молитвенный Покровский дом. Пронесшееся печальное известие о бомбардировании города Керчи неприятелем, так много напугавшее жителей города Ейска, вскоре подтвердилось и официально.
Настает в городе общий испуг и общая суета: некоторые семейства спешат уехать из города, горожане бросаются спасать свои более ценные пожитки; начальники присутственных мест завозились со своим казенным имением; не менее позаботился и местный протоиерей Розалиев об охране имения и Покровского молитвенного дома. Так, он немедленно препроводил в ратушу свечную сумму, а вещи, более ценные, „при личном своем надзоре, охраняя конвоем от гор. Ейска до места следования, препроводил в станицу Староминскую.
По милости Божией, рапортовал протоиерей Розалиев Епископу Иоанникию, от 4-го августа за № 102, около двух недель протекло, как на Ейском рейде неприятельских пароходов не было. Богослужение совершается безостановочно; духовенство все налицо; холера слабеет; народ в городе начинает прибавляться. « Но, к глубокой скорби, это успокоение было не продолжительно: октября 22 неприятель снова явился к городу Ейску, и уже с положительною целью — подвергнуть его бомбардированию. Явившись в количестве 8 пароходов, вечером того же дня, он разделился на двое с лимана и моря и открыл огонь, бомбардировал город. И вот запылали кирпичные сараи, рыбные заводы на косе, с треском горел лес на бирже, гранаты и бомбы полетели в город, и, с треском разрываясь в воздухе, обранивали беззащитные дома горожан. Всю почти ночь неприятель не прекращал пальбы. То была картина потрясающая!
Картина панического ужаса при круглой безнадежности! Везде слышались голоса, плачь, вопли. 23-го утром, едва окончены были литургия и молебен, неприятель приступил к бомбардированию молитвенного Покровского дома. Приняв его за хлебный магазин, он, по выражению протоиерея Розалиева „обратил особенную силу вражеского нападения своего на (наш) св. храм.» И, не смотря на все предосторожности, предпринятые к спасению его, нанес ему много ран и сквозных пробоин.
24-го октября неприятель прекратил пальбу и начал делать пробы относительно высадки на берег, но потерпел неудачу. Донские и Черноморские казаки, управляемые полковником Дорошенко, храбро отбивали неприятеля, и, наконец , принудили его возвратиться к пароходам, потеряв убитым одного из солдат. Утром 25 октября неприятель и вовсе уехал, чему немало способствовали заморозки, которые в последних числах октября становились все сильнее и сильнее; в первых числах ноября рейд Ейских вод и вовсе покрылся льдом. Народ, потрясенный такими нежданными для себя несчастьями, приходил в себя и со слезами благодарил Царицу Небесную, не попустившую город до окончательного разорения. По зову доброго своего пастыря—отца протоиерея, — он, от млада до велика, спешил в израненный свой храм излить свою скорбь и принести слезу благодарности своей Покровительницы! Не поддельно и горячо он молился Ей тогда! Искренно и сердечно он плакал, выслушивая трогательную речь в похвалу Ея одного из уважаемых своих пастырей—проповедников
Как бы в награду за перенесенное несчастье, тихо и мирно для города и молитвенного Покровского дома протекли следующие (1856 и 1857) за тем годы. Богатый урожай хлеба вознаградил и заставил забыть горожан о потерях и убытках, нанесенных им неприятелем. Благодаря усердию частных личностей, израненный молитвенный Покровский дом был починен от ран, причиненныхъ ему бомбардированием, был окрашен внутри и извне и приведен в возможно благообразный вид.
В 1858 году, с построением временного Михаило-Архангельского собора и с переходом туда полного состава Ейского приходского духовенства, Молитвенный Покровский дом сделался (таким образом) приписным храмом Михаило-Архангельского собора, и история его прерывается
В половине 1864 года Молитвенный Покровский дом, по распоряжению Епископа Кавказского Феофилакта был переименован в приходскую церковь, с отделенным приходом и причтом духовенства.
При самостоятельной жизни приходской Покровской церкви в течение следующих за тем (1865 и 1866) лет, ничего ни замечательного, ни выдающегося не было. Жизнь прихожан шла тихо и счастливо.
Священникъ Максимъ Прозоровский.
Но, 7 апреля 1876 года жители Ейска были потрясены небывалым и печальным событием. Город лишился своей приходской Покровской церкви – единственного памятника своего основания. Покровская церковь сгорела.
Вот как об этом было написано в «Кубанских областных ведомостях» в апреле 1876 года:
Страшный ветер того дня, внезапность пожара, при относительной ветхости деревянного здания, насквозь пропитанного маслом и красками, дали всепоглощающему пламени и непостижимую скорость совершения этого поразительного факта. В 12 часов дня, изнутри церкви, которая была кругом заперта с восточной ее стороны одною женщиной, ближайшего к церкви дома, из окна замечен был густой дым с неимоверною силою стремившийся в трубу пономарской печи. Минут через пять, не более, когда по ее заявлению о несчастье стал сбегаться народ, полное пламя охватило уже все стены церкви, а алтарь положительно уже горел. Не смотря на все усилия сбежавшегося народа, спасти что-либо из более дорогого имущества церкви, решительно не было никакой возможности. И к 1 часу по полудня на месте Св. храма Покрова Пресвятой Богородицы мы увидели лишь уголь и пепел. Убыток составил более 5000 рублей. Но нет скорби без утешения. После пожара, найден был под пеплом напрестольный серебряный крест, чудесно сохранившейся целым и невредимым.
На Михайловской площади (парк Горького) к тому времени стоял собор Михаила Архангела и старая деревянная Михаило-Архангельская церковь (построена в 1854 году), которая к тому времени пустовала.
Жители Ейска, прихода Покровской церкви обратились с заявлением на имя Городского Головы с просьбой молиться Богу в старом деревянном здании Михаило-Архангельской церкви. А также передали на обсуждение Городской Думы новый проект Покровской церкви.
В ходе рассмотрения этого вопроса, выяснилось, что для строительства Покровской церкви с колокольнею потребуется около 100 000 рублей.
Городская Дума приняла решение о переносе на Покровскую площадь деревянного здания Михаило-Архангельской церкви впредь, пока будет выстроена новая.
В 1876 году была возведена Покровская церковь.
В 1907 году на месте старой церкви была воздвигнута новая, получившая название Старопокровская, поскольку в городе к тому времени уже была Новопокровская церковь, выстроенная в 1890 году. В газете «Ейские Вестник» за 1907 год я нашел заметку об освящении Старопокровской церкви.
В четверг, 10 мая состоялось, наконец, так долгожданное освящение нового храма во имя Покрова, известного под названием Старо-Покровской церкви. Получается довольно редкая странность, самая новая церковь в городе будет носить название «старой». Объясняется это тем, что новый храм является посредственным преемником двух храмов, сменивших на одном и том же месте друг друга и освященных во имя Покрова. При чем первый храм, уничтоженный пожаром, был первым и долгое время единственнным в городе. Известно, что новый храм был готов к освящению еще прошлой осенью, но, в виду возникшего предположения пригласить на его освящение протоиерея Иоанна Сергеева (Кронштатского), освящение было несколько раз откладываемо: предполагалось освятить храм, то в ноябре, то в декабре месяце, то в первой половине января, то, наконец, в начале мая.
Еще часовая стрелка не показывала 7, а новый храм Покрова Пресвятой Богородицы уже был переполнен народом. Собралось и духовенство. Ровно в семь часов с колокольни раздался звон и духовенство приступило к совершению чина освящения храма. Священники городских церквей были почти в полном сборе.
Когда с большим напряжением чин освящения престола закончился, приступили к освящению самого храма, после чего торжественно был перенесен антиминс из старого храма в новый и при пении дружного хора был возложен на только что освященный престол. Вся эта процедура по освящению заняло около 3-х часов, так что к совершению литургии приступили часом позже, чем предполагалось.
В конце литургии было сказано с амвона два обращения. Одно произнес о. Веселов, другое протоиерей Семилуцкий. Первый в своем выступлении провел ту мысль, что храм есть убежище для страждущей души человека. Другой указал своим слушателям, что под Покровом Божией Матери ейские горожане пребывают уже много-много лет. В 12 часов литургия закончилась. По окончании литургии в ограде был проведен парад, закончившийся военной музыкой. Тут же в ограде был устроен для прихожан и нищих города обед на 800 человек. Перед обедом как и полагается многие удостоились «пропустить» по чарке.
В здании церковно-приходской школы были сервированы столы для духовенства и избранных прихожан. На обеде присутствовал городской голова В.В. Ненашев, командир казачьей сотни и начальник местной команды.
На лицах большинства гостей лежал отпечаток усталости. Поэтому в начале обеда все были как-то рассеяны. Это можно было видеть из того, что по бокалу, а некоторые и по два выпили молча, безо всяких тостов. Затем, тост произнес о. Веселов. Он говорил опять о церкви. После тост произнес протоиерей Семилуцкий. Тост был за Государя Императора. Затем, говорил В.В. Ненашев. Коснувшись в своем выступлении строительства храма, созданию которого он много содействовал, господин Ненашев высказал пожелание, чтобы новый храм сделался предметом особых забот прихожан.
Пятиглавая Старопокровская церковь стала украшением города. Рядом с церковью была построена церковно-приходская школа.