Согласно официальной статистике в городе в 1921 году было 1946 промышленных предприятий. Подавляющее большинство из них составляли мелкие кустарные производства с количеством работающих от 3 до 10 человек. В 20-е годы активизируется процесс кооперации, начавшийся еще на рубеже 60-х -70-х годов XIX века.

В 1920 году в помещении бывшей хлебной ссыпки купца Рыбкина была образована хлебопекарня Ейского потребительского общества (ЕПО). В 1923 году кустари – одиночки, изготавливающие транспортные колеса, объединяются в артель «Ейская бричка».

Несколько позже, в 1932 году, образуются Ейская шубно-шорная артель и десятки подобных небольших кооперативных объединений. «И, хотя официальная статистика утверждала, что в 1920 году выпуск промышленной продукции составлял 25% к довоенному уровню, областная газета «Красное знамя» писала, что в Кубанской области стоит вопрос не о восстановлении промышленности, а лишь о ее развитии».

В 1928 году на базе кустарных мастерских по изготовлению обуви была образована Ейская обувная фабрика с числом работающих до 100 человек.

В августе 1930 года на базе рыболовецкого товарищества «Новый рыбак» был создан Ейский рыбозавод.

В 1935 году на базе бондарного цеха рыбного завода был создан бондарный завод.

К концу 1930 года начал работать завод по выработке комбинированного корма для птиц и свиней. В конце 20-х годов пущен в строй Ейский консервный завод. Для снабжения его сырьем в пригороде Ейска было создано советское хозяйство – совхоз «Мичуринский» со специализацией по выращиванию овощей. В 1935 году начинает выдавать первую продукцию Ейский молочный завод.

После постановления Совета Труда и Обороны от 27 апреля 1921 года об «Управлении морскими торговыми портами республики» Ейский порт был муниципализирован и перешел в ведение управления порта. Однако это не коснулось портовых сооружений, и они не были муниципализированы. Только в 1924 году постановлением ГУКХ НКВД от 1 ноября № 3628 была утверждена муниципализация 252 амбаров и торгово-складских помещений по городу Ейску, в том числе и 22 складов на портовой территории, обслуживавших нужды Ейского порта. Однако существующие мощности не могли удовлетворить растущий объем грузооборота порта. В 1925 году на его территории были построены элеватор емкостью 45 тысяч пудов и механизированный амбар на 30 тысяч пудов.

За годы первых пятилеток грузооборот порта вырос в несколько раз. В статье начальника Ейского порта Е.П. Арсентьева «Ейский порт стал рентабельным» отмечалось: «В навигацию 1939 года Ейский порт отпустил досрочно на 419 часов 87 судов, за что получил 21500 рублей диспача. Исключительно четко работал парусно-моторный флот порта».

Рост и развитие промышленности способствовали численному росту городского населения. На 17 декабря 1926 года в Ейске проживало 38 100 человек, в 1933 году – 47 тысяч человек, в 1935 году – 50 тысяч человек.

Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея