Е.Ж.Д. В настоящее время эта аббревиатура мало что может сказать большинству ейчан. А обозначает она – Ейская железная дорога.

Городская власть прекрасно понимала, что без железной дороги невозможно дальнейшее развитие города. Тем более после строительства в 1875 году Владикавказской железной дороги  и в 1888 году дороги до Новороссийского порта грузооборот Ейского порта значительно снизился.  Поэтому в 1879 году Ейская городская управа создает особую комиссию,  возбудившую ходатайство о строительстве железной дороги, которая соединит Ростово-Владикавказскую железную дорогу с Ейской. В то время Ейск являлся наиболее важным портом Кубанской области, через него шла значительная часть вывоза кубанского зерна в российские и зарубежные порты. Железная дорога позволила бы закрепить это положение.

Представители Ейской городской думы  стали продвигать этот проект. В 1893 году правительство дало принципиальное согласие на сооружение ветви, соединяющей Ейск с Владикавказской дорогой. Начались долгие переговоры города с правлением последней. Руководство железной дороги посчитало этот проект убыточным и потребовало для себя значительных льготных условий. Городская власть дала согласие на удовлетворение всех требований  железной дороги. Был принят новый устав дороги, предусматривавший сооружение ветви Ейск – Кущевка. Но руководство Владикавказской железной дороги так и не приступило  к ее строительству.

Критическим положение стало в 1905 году, когда закончилась реконструкция ейского порта. Новый порт был рассчитан на перевалку более 300 тысяч тонн грузов, а обработать смогли всего 202 тысячи. Не хватало зерна. Близлежащие станицы пытались продать зерно, как можно быстрее, чтобы отвезти его в порт до наступления распутицы. Из-за этого они  ежегодно теряли при продаже хлеба миллионы рублей.

В 1907 году инженер путей сообщения С. Е. Палашковский  предложил создать акционерное общество для сооружения Ейской железной дороги по новому направлению – от Ейска до ст. Сосыка. Это направление позволяло обеспечить вывоз зерновых грузов наиболее значительных станиц Ейского отдела, ранее вывозившихся через Ростовский порт, по более короткому пути. Его идею поддержал голова города Василий Ненашев. В составлении акционерного капитала приняли участие общества станиц Уманской, Староминской, Старощербиновской, Павловской и хутора Сосыкского. Для создания акционерного общества они выделили от 75 до 100 тысяч рублей.

9/10 акций принадлежало городскому муниципалитету и станичным обществам. Облигаций, подлежащих свободному распространению, было выпущено на 7 млн. 570 тыс. рублей.

За поддержкой этого проекта В.В. Ненашев обратился к С.И. Тимашеву, который возглавлял в правительстве России Министерство торговли и промышленности. 17 июля 1908 году был утвержден Устав Ейской железной дороги.

Ниже я ознакомлю Вас с Главными условиями образования общества Ейской железной дороги. В них частично сказано28:

Проектируемая линия начинается от портового бассейна в Ейске, непосредственно у которого и предположено расположить начальную станцию дороги. От этой станции она направляется мимо самого города по восточной его стороне и затем следует вдоль существующего Екатеринодарского почтового тракта до станицы Старощербиновской, где сворачивает в долину реки Еи, которой следует до станицы Староминской, расположенной на реке Сосыка. От ст.Староминской линия идет левым берегом этой последней реки через станицы Уманскую и Павловскую до линии Владикавказской железной дороги, к которой и примыкает на существующей станции этой дороги Сосыка. Все протяжение этой дороги около 135 верст.

Срок испрашиваемой концессии определяется в 81 год со дня открытия по линии правильного движения. Основной капитал учреждаемого Общества образуется путем выписка ими акций на сумму 1100000 рублей. Право выкупа Правительством предприятия наступает через 25 лет со дня открытия по дороге движения.

Интересны выписки из труда Н.Коростылева, напечатанного в Записках Императорской Академии наук.

Руководство Владикавказской железной дороги в целях противодействия осуществления строительства линии Сосыка-Ейск выдвигает взамен  проект подъездной ветви от Ейска к своей станции Кущевка.

Значение проектированной Обществом Владикавказской дороги ветви из Ейска к станции Кущевка для прилегающего к Ейскому району совершенно ничтожна. Она будет служить почти исключительно только для пассажирского сообщения Ейска с Ростовом. Грузы же в Ейск и из его района пойдут преимущественно по-прежнему – гужем.

Выдержки из Записок об экономическом значении и доходности проектируемой Ейской железной дороги.

Обширная и весьма богатая местность нашего Предкавказья в настоящее время имеет лишь два выходы сбыта своих произведений на международный рынок – это Ростов и Новороссийск. Первый из этих портов, будучи расположен в устье реки Дона, обладает весьма существенным недостатком, а именно, он замерзает на довольно продолжительное время.

Вследствие этой причины в наиболее горячее для экспорта время Предкавказье может  пользоваться лишь Новороссийским портом.

Между тем, в последнее время появился новый фактор, который делает постройку железной дороги в Ейск вполне целесообразной и необходимой, именно переустройство Ейского порта, благодаря которому погрузка  товаров на иностранные пароходы в значительной степени облегчена и даже поставлена в лучшее условие, чем в Ростове.

Современная портовые устройства Ейского порта состоят в том, что на обращенной к морю сторон Ейской косы устроены два мола, идущие далеко в море на глубине 15 футов. Расстояние между этими молами по берегу составляет 280 саженей, по выходу же в море концы эти загибаются друг к другу и образуют проход шириною в 60 и длиною в 150 саженей.

До переустройства Ейского порта экспорт из него хлеба производился с большими трудностями, так как, вследствие мелководья, каботажные суда, с осадкою более 7-8 футов, не могли подходить непостредственно к берегу, а должны были останавливаться в нескольких верстах от берега и получать хлеб с так называемых дубов, представляющих лодки вместимостью от 1000 до 3000 пудов.

Хлеб доставляется к Ейску непосредственно производителями хлеба гужем. На южной и восточной окраине города расположены хлебные амбары мелких скупщиков, которые перехватывают хлеб и ссыпают в свои амбары

Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея