Ейская коса использовалась для перевалки грузов задолго до основания города. Из исторических документов стал известен такой факт: летом 1812 года для устройства крыш куренных строений в столичном Екатеринодаре на Макарьевской ярмарке (88 км от Нижнего Новгорода) войсковым правлением было закуплено «листовое симбирское железо, аршинное и двухаршинное, в количестве 4 тысячи пудов, да 5 пудов голландской сажи, 1 пуд сурика, 6 пудов краски «медянки яры». Все грузы были доставлены по Дону в Азовское море и здесь его лодками перевезли на Ейскую косу, а оттуда фурами в Екатеринодар.
По первоначальному плану порт должен был находиться в бухте Литевского, что на оконечности косы со стороны Ейского лимана. Но, когда в город в 1849 году прибыл новый градоначальник князь А.С. Голицын, то он узнал, что к строительству порта даже не приступали.
Первая пристань в Ейске была построена в далеком 1850 году. Это была временная деревянная пристань длиною в 37 сажень (1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра) на козлах. И находилась она в Ейском лимане (на карте литер «а»). Весной следующего года эту пристань унесло напором льда. Тогда было принято решение разбирать пристань на зиму.
По имеющимся документам видно, что за 1850 год пристань обслужила 89 судов. Товарооборот составил более 72000 рублей. Стоит отметить, что в грузообороте преобладал вывоз товара.
Деревянные пристани были не надежны. Так, в марте 1851 года, в результате сильного ветра, пристань оторвало от берега и отнесло в лиман на 2 версты.
В 1852 году Начальнику портового города Ейска полковнику Чередееву было передано предложение капитан-лейтенанта Савинича о постройке в Ейском лимане, для больших судов, прочной гавани, длиною в 60 сажень, шириною в 7 сажень. Гавань должна была достигать глубины в 6 футов (1 фут = 30.48 см).
Начались и пассажирские перевозки на пароходе «Таганрог». По статистическим данным в 1853 году из Ейска через порт на пароходе выехало 179 человек. Проезд до Ростова стоил от 25 копеек до 1 рубля.
Во время пребывания в Ейске Наместника Кавказского Михаила Воронцова, начальник портового города Ейск Чередеев представил ему два проекта. Проект пристани Савинича и второй проект пристани в 150 сажень не в лимане, а со стороны Таганрогского залива (на карте литер «б»). Свои доводы Чередеев сводил к тому, что 60-ти саженная пристань в лимане достигнет глубины в 4 фута, а в заливе 6 футов. 150-ти саженная пристань в заливе достигнет глубины в 9 футов.
Предложения Чередеева князь Воронцов передал вице-адмиралу Серебрякову Лазарю Марковичу (1792-1862) (российский адмирал, участник Кавказских походов и Крымской войны). Серебряков нашел, что «место в лимане под пристань не может представлять удобства для коммерческих судов». Еще меньше удобств представляла пристань в заливе.
В лимане, в выбранном месте, по мнению Серебрякова, пристань должна быть не менее 350 сажень длины, чтобы достичь глубины в 6 футов. В других местах пристань могла быть длиною и в 175 сажень, но не ближе 3 верст от города. Кроме того, суда большого ранга не смогли бы все равно к такой пристани и должны были перегружаться посредством каботажных судов.
В заливе суда были бы открыты для всех ветров. А в неблагоприятную погоду погрузка и выгрузка с судов не могла производиться. Серебряков предложил установить пристань на оконечности Ейской косы, где глубина у самого берега 8 футов и пристань можно построить не длиннее 12 сажень. Но тогда пристань находилась от города на удалении в 8 верст (1 верста = 500 сажень = 1500 аршин = 3500 фут = 1,06680 км).
Начальник портового города Ейска Чередеев возражал на счет последнего проекта. Он указывал, что Ейскую косу иногда затопляло и надолго. Тем более, что ехать до пристани приходилось по песчаному и ракушечному грунту.
Чередеев предложил устроить пристань на лимане длиною в 100 сажень на козлах и ежегодно осенью и весной эту пристань собирать и разбирать. Его полностью поддержал Наказной атаман Черноморского казачьего войска полковник Кухаренко.
Генерал Заводовский согласился с мнением Чередеева и Кухаренко и представил об этом рапорт на имя Воронцова.
Его светлость князь Воронцов от 17 апреля 1853 года за №1293 разрешил устроить пристань в лимане, согласно мнения Чередеева. Но вместе с тем Воронцов изъявил желание, чтобы была устроена пристань и на оконечности Ейской косы.
Пристань в лимане была построена в 1853 году, а устройство пристани на оконечности Ейской косы было отложено до 1854 года, а потом к нему не приступили сначала из-за невозможности достать сосновый лес, а потом из-за Крымской войны.
Александр Дорошенко, директор Ейского районного краеведческого музея