. Ейск, ул. Нижнесадовая, 138

Улица, на которой был возведен объект, до начала XX века не застраивалась, и даже не была разделена на участки – она оформилась и получила название (изначально -Береговая, ныне – Нижнесадовая) только к 1910-м гг. Это была северо-восточная окраина дореволюционного Ейска, на первом плане города 1849 г. именуемая «огороды», активное освоение которой было обусловлено строительством Ейской железной дороги, начавшимся в 1908 г. и закончившимся ее торжественным открытием 11 июня 1911 г. На участке улицы Береговой от улицы Черноморской (ныне – ул. Ленина) до Воронцовского проспекта (ныне – ул. К. Маркса) в это время одновременно были возведены несколько зданий. Дом, имеющий ныне адрес: ул. Нижнесадовая, 138, также был построен в период строительства Ейской железной дороги в 1908-1911 гг. Предположительно, первым владельцем и, вероятно, автором проекта, являлся Михаил Васильевич Брайкевич (1874-1940), приглашенный ейским головой В.В. Ненашевым в качестве подрядчика строительства Ейской железной дороги.

М.В. Брайкевич не без основания вошел в плеяду выдающихся личностей рубежа
XIX – XX вв. В 1896 г. он окончил Санкт-Петербургский Институт корпуса инженеров путей сообщения и считался одним из лучших его выпускников. По его проектам и при
личном участии были построены портовые сооружения в г.Либаве (с конца 1918 г. – г. Лиепая, Латвия) и дредноут на Николаевской судостроительной верфи. М.В. Брайкевич слыл великолепным знатоком искусств, занимал пост вице-президента Одесского общества изящных искусств, учредил именную стипендию в 5 тысяч рублей для студентов Одесского художественного училища, покровительствовал Одесскому художественному музею. Его коллекция картин русских художников,  прежде всего,  представителей «Мира искусства», со многими из которых он был знаком и поддерживал дружеские отношения, получила мировую известность, а ныне хранится в Одесском художественном музее. На улице Черноморской в городе Одессе сохранился дом, построенный по проекту М.В. Брайкевича,  архитектурный облик которого аналогичен ейскому дому на ул. Нижнесадовой, 138.

В городе Ейске двухэтажный дом с мансардой был построен в стиле модерн с использованием кирпича и бетонных конструкций. По словам ейских старожилов, вместе с песком, глиной, кирпичом к стройке подъезжали подводы с яйцами, использовавшимися для укрепления раствора. Здание расположилось в глубине двора. Общую линию улицы поддерживала ограда с ажурной металлической решеткой с орнаментом. Как выглядел   дом   почти   сразу   после   постройки,   запечатлел   художник   М.   Конев,   рисунок

которого впоследствии тиражировался на почтовых открытках.

Возможно, после того, как железная дорога была открыта, и М.В. Брайкевич уехал из города, дом перешел в собственность Я.И. Немкова, но не исключено, что М.В. Брайкевич являлся лишь автором проекта дома. Кем был Я.И. Немков, чем занимался, на настоящий момент установить не удалось. Достоверным является только факт его членства в Ейском обществе «Просвещение».  Тем не менее, с именем Немкова изображенный на рисунке М. Конева дом вошел в историю города Ейска, что дало основание определению наименования памятника архитектуры для включения в список объектов культурного наследия.

В 2007 г. сотрудниками Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова была записан рассказ жительницы дома Ольги Игнатьевны Барановой, слышанный ею от давно умершего соседа: «Все жильцы дома считали, что построил его немец,   и   здание   выстроил   в   “австрийском   стиле”,   поэтому  оно   не   похоже   на   другие   в Ейске. Дом принадлежал в начале прошлого века главному инженеру железной дороги. После революции, когда в Ейске был голод, уехал куда-то обменять свои вещи на продукты, да так и не вернулся. Семья его позже переехала в Ростов». На основании этого рассказа было высказано предположение, что Немков, возможно, и был тем самым «главным инженером». Однако источники называют настоящее имя главного инженера Ейской железной дороги в предреволюционный период – это Д. Григорьев.

Как использовалось здание после гражданской войны и национализации железной дороги, сведений не найдено. Известно, что после освобождения Ейска от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 г. в доме Немкова были размещены касса и зал ожидания, поскольку здание железнодорожного вокзала было разрушено. Здесь же находилось управление железнодорожной станцией.

После постройки нового вокзала в 1959 г. дом разделили на одиннадцать коммунальных квартир. В мансардном помещении были устроены жилые помещения. Терраса, расположенная со стороны правого фасада, оказалась разделенной по центру выступающей за ее границы пристройкой, сделанной для устройства лестницы на верхние этажи. Пристройка с противоположной стороны лишила дом и второй террасы. Были разрушены два балкона мансардного этажа – на лицевом и правом боковом фасадах. Тем не менее, дом сохранил неординарность архитектурного облика, играет акцентную роль в пространстве этой части улицы и прилегающей к ней территории. Используется как жилой дом по сей день.