На сегодняшний день государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать все ресурсы для достижения конкретных целей. Переход на программное формирование бюджета позволил повысить прозрачность и результативность бюджетных расходов, с меньшими затратами средств собственных бюджетов решать поставленные экономические и социальные задачи.
В 2023 году Ейский район из 18 возможных участвовал в реализации 16 государственных программ Краснодарского края (в 2022 году – в 15 программах). Не принимал участия в реализации 2-х государственных программ «Обеспечение безопасности населения» и «Доступная среда».
Общий объем финансирования госпрограмм в отчетном году составил 3 041 697,8 тыс. рублей, из которых доля средств вышестоящих бюджетов составила 3 014 710,5 тыс. рублей, или 99,1%, из них привлечено субсидий на сумму 342 979,4 тыс. рублей с объемом софинансирования из средств местных бюджетов 26 987,3 тыс. рублей (Приложение 1).
По итогам прошлого года фактические расходы на реализацию государственных программ составили 3 012 737 тыс. рублей, или 99% плановых назначений, что на 1,3 процентных пункта выше по сравнению с 2022 годом.
Наиболее высокий процент освоения выделенных бюджетных ассигнований (свыше 99%) достигнут в результате реализации мероприятий 10 государственных программ: «Развитие образования», «Дети Кубани», «Развитие культуры», «Развитие топливно-энергетического комплекса», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», «Управление государственными финансами Краснодарского края», «Развитие общественной инфраструктуры», «Формирование современной городской среды», «Региональная политика и развитие гражданского общества».
Непосредственно районный бюджет принимал участие в реализации 12 государственных программ Краснодарского края (в 2022 году – 11 программ) с объемом финансирования 1 835 860,9 тыс. рублей. Предусмотренные бюджетом ассигнования исполнены на 99,1%), что на 1,4% выше по сравнению с итогами 2022 года. Плановые назначения 10 программ освоены на 99 и выше процентов.
Самый низкий процент освоения денежных средств по программам:
«Развитие здравоохранения» – 0%, «Социальная поддержка граждан» – 94,7%.
В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения» были предусмотрены бюджетные ассигнования на разработку проектно-сметной документации на строительство офиса врача общей практики (далее – ВОП) в пос. Краснофлотский в сумме 3000 тыс. рублей. Утвержденные бюджетные ассигнования в 2023 году не освоены, потому что земельный участок, выделенный под строительство ВОП, находился в собственности Краснодарского края. В настоящее время указанный земельный участок находится в собственности муниципалитета, согласно договору от 11.04.2024 г. передан управлению жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства в безвозмездное пользование. Согласно постановлению администрации муниципального образования Ейский район от 01.04.2024 года №170 принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект муниципальной собственности «Врачебная амбулатория в пос. Краснофлотский Ейского района». В текущем году предусмотрено 3000 тыс. рублей на выполнение проектно-изыскательских работ, составление проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы.
В рамках реализации мероприятий государственной программы «Социальная поддержка граждан» бюджету муниципального образования Ейский район предоставляется единая субвенция, средства которой планируются исходя из численности детей, состоящих на учете в управлении по вопросам семьи и детства. Причиной не полного освоения субвенции является выбытие с территории Ейского района 3-х приемных семей, в которых воспитывалось 5 приемных детей и 4 детей, находящихся под опекой. В октябре 2023 года 6 детей зачислены на полное гособеспечение. Также ожидалось прибытие 2-х многодетных семей, ранее проживавших на территории Ейского района. Причиной не освоения денежных средств, связанных с патронатным воспитанием, является избрание детям другой формы устройства.
Лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию государственной программы «Развитие образования», освоены на 99,3%. Остаток в сумме 9 390,9 тыс. рублей сложился в ходе исполнения следующих мероприятий:
компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности -197,7 тыс. рублей (выплаты производятся согласно документам, предоставленным на возмещение коммунальных услуг);
обеспечение льготным питанием учащихся из многодетных семей – 228,6 тыс. рублей, детей инвалидов – 346,5 тыс. рублей, горячим питанием обучающихся начальных классов школ – 3 743,4 тыс. рублей (расходы на питание учащихся планируются согласно списочной численности, остаток образовался по причине уменьшения количества питающихся в связи с заболеваемостью или другим причинам отсутствия в школе);
компенсация части родительской платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми – 2,4 тыс. рублей (возврат средств кредитной организацией в связи с изменением платежных реквизитов получателей выплат);
мероприятия по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях – 722,7 тыс. рублей (планирование расходов производится согласно штатной численности советников директора, остаток сложился по причине заболеваемости работников);
ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций – 2 296 тыс. рублей (планирование расходов производится согласно штатной численности педагогов, осуществляющих классное руководство, и количества классов. Остаток сложился по причине заболеваемости педагогов, увольнения и фактического уменьшения классов по сравнению с планируемым.);
капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство прилегающих территорий – 603,9 тыс. рублей (производился капитальный ремонт здания и благоустройство территории МБОУ СОШ №10 пос. Моревка. Целевой показатель достигнут, оплата произведена согласно фактически выполненным объемам работ. Экономия в сумме 531,4 тыс. рублей – краевой бюджет и 72,5 тыс. рублей – районный бюджет сложилась ввиду изменения объемов выполняемых работ.);
организация и обеспечение горячим питанием обучающихся с ограниченными способностями здоровья – 1249,7 тыс. рублей (остаток сложился по причине непосещения учащимися школы ввиду заболеваемости или другим причинам).
Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» исполнена на 99,6%. Предусмотренные лимиты бюджетных обязательств освоены не в полном объеме в части субсидий на оплату труда инструкторов по спорту. Заработная плата начислена исходя из фактически отработанного времени.
Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» исполнена на 99,6%. В рамках данной программы предоставлялась субвенция по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, средства которой направлялись на выплату заработной платы работнику и материальные затраты. Расходы осуществлены по фактическим затратам.
Остатки лимитов бюджетных обязательств по итогам исполнения государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» сложились в результате проведения конкурсных процедур по исполнению субвенции на осуществление государственных полномочий в области обращения с животными.
Из остатков бюджетных ассигнований, предусмотренных в районном бюджете на выполнение государственных программ, в сумме 16 693,1 тыс. рублей: 8562,2 тыс. рублей – возвращены в бюджет Краснодарского края, 850,1 тыс. рублей – остатки лимитов бюджетных ассигнований районного бюджета, 7280,8 тыс. рублей – остатки лимитов бюджетных обязательств бюджета Краснодарского края.
Ейское городское поселение, как и в 2022 году, приняло участие в реализации 7 государственных программ. Плановые назначения исполнены в целом на 98,9%, в том числе по 4-м программам – свыше 99%.
Самый низкий процент освоения -55,1% сложился по итогам исполнения государственной программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса». В рамках данной программы были предусмотрены средства на благоустройство Ейского городского пляжа (1 этап – спортивная оздоровительная площадка) в сумме 1057,6 тыс. рублей. По результатам электронного аукциона был заключен муниципальный контракт на сумму 582,6 тыс. рублей. Данный контракт исполнен и оплачен в полном объеме, целевой показатель, предусмотренный соглашением с министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, достигнут. Таким образом, экономия бюджетных средств в сумме 475 тыс. рублей (460,7 тыс. рублей – средства краевого бюджета, 14,3 тыс. рублей – средства бюджета поселения) сложилась в результате проведения конкурсных процедур.
В рамках государственной программы «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» Ейскому городскому поселению были предусмотрены субсидии всего на сумму 19 450,8 тыс. рублей, из них: субсидия на обеспечение в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе предоставленных семьям, имеющим 3-х и более детей, а также под стандартное жилье из быстровозводимых конструкций с объемом финансирования 17 950,8 тыс. рублей и субсидия на подготовку проекта межевания территории в сумме 1 500 тыс. рублей.
Субсидии, выделенные на подготовку проекта межевания территории исполнены в полном объеме. В рамках субсидии, предусмотренной на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, в результате проведения конкурсных процедур были заключены 2 муниципальных контракта на строительство сетей водоснабжения и водоотведения в п. Краснофлотский на общую сумму 13 311,1 тыс. рублей. Ввиду расторжения одного из контрактов, оплата за выполненные работы произведена в сумме 11 612,6 тыс. рублей, что оказало существенное значение на снижение итогового показателя исполнения программы (67,4%). Экономия бюджетных средств сложилась в сумме 6 338,2 тыс. рублей, в том числе: 6148 тыс. рублей – средства краевого бюджета, 190,2 тыс. рублей – средства бюджета поселения).
Субсидии на капитальный ремонт автомобильных дорог, предусмотренные Ейскому городскому поселению в рамках реализации государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», освоены на 93,8%. Экономия денежных средств сложилась в результате проведения конкурсных процедур. Муниципальные контракты были заключены общей стоимостью 75 627,5 тыс. рублей (с экономией 3 071,1 тыс. рублей). Кроме того, в результате расторжения 1 контракта общая стоимость выполненных работ составила 73 794,3 тыс. рублей, в результате чего процент исполнения утвержденных расходов снизился до 93,8%о. Общая сумма экономии составила 4904,3 тыс. рублей (4757,1 тыс. рублей – средства краевого бюджета, 147,2 – средства бюджета поселения). Целевой показатель предоставленной субсидии достигнут.
Девятью сельскими поселениями района бюджетные ассигнования, предусмотренные на исполнение государственных программ Краснодарского края, по итогам 2024 года освоены в полном объеме (100%).
Субсидии на организацию благоустройства сельских территорий в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусмотренные Александровскому сельскому поселению, освоены на 96,2%>.
Между администрацией Александровского сельского поселения и министерством сельского хозяйства Краснодарского края было заключено соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов (с учетом софинансирования) на общую сумму 3 170,1 тыс. рублей. В ходе проведения аукционных процедур на выполнение ремонтных работ покрытия автомобильных дорог, цена контракта снизилась до 3050,5 тыс. рублей, которые были направлены на оплату за выполненные работы, в связи с чем исполнение данного мероприятия государственной программы составило 96,2%. Согласно отчетным данным целевые показатели, предусмотренные соглашением, исполнены в полном объеме.
В итоге реализации государственных программ Краснодарского края на территории Ейского района за 2023 год целевые показатели, предусмотренные программами, за исключением государственной программы «Развитие здравоохранения» достигнуты. Неисполненные остатки лимитов бюджетных обязательств остались на лицевых счетах бюджетов муниципальных образований района, которые могут быть использованы в текущем финансовом году на решение вопросов местного значения.
По состоянию на 1 мая текущего года на территории Ейского района также, как и в 2023 году, реализуется 16 государственных программ Краснодарского края с общим объемом финансирования 2 711 159,9 тыс. рублей, из них предоставлено субсидий на сумму 635 072,8 тыс. рублей с объемом софинансирования за счет средств местных бюджетов – 67 858,7 тыс. рублей (Приложение 2).
Ейский район продолжает принимать активное участие в отборах, проводимых министерствами Краснодарского края в целях реализации мероприятий государственных программ. В настоящее время проектно-сметная документация на строительство общеобразовательной организации со столовой и пищеблоком в пос. Краснофлотский прошла государственную экспертизу. При положительном решении вопроса и наличии источников финансирования возможно выделение субсидии на строительство школы уже в текущем году.
В целях эффективного использования средств местных бюджетов, администрациями района, поселений и в дальнейшем будет уделяться большое внимание участию в реализации государственных программ Краснодарского края на территории Ейского района. Продолжится ежемесячный мониторинг в рамках контроля за своевременным исполнением программных мероприятий.
Приложение № 1
Информация об исполнении государственных программ Краснодарского края в муниципальном образовании Ейский район по состоянию на 01.01.2024 г. тыс.рублей
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2023 год | Исполнено на 01.01.2024г. | % исполнения |
районный бюджет | ||||
1 | Развитие здравоохранения | 3 000,0 | 0,0 | 0,0 |
2 | Развитие образования | 1 403 694,0 | 1 394 303,1 | 99,3 |
3 | Социальная поддержка граждан | 78 404,2 | 74 228,4 | 94,7 |
4 | Дети Кубани | 84 505,3 | 84 501,9 | 100,0 |
5 | Развитие топливно-энергетического комплекса | 1 631,5 | 1 631,4 | 100,0 |
6 | Развитие культуры | 3 751,8 | 3 751,7 | 100,0 |
7 | Развитие физической культуры и спорта | 6 476,3 | 6 451,7 | 99,6 |
8 | Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 729,8 | 727,2 | 99,6 |
9 | Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 10 739,7 | 10 644,2 | 99,1 |
10 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 196 916,2 | 196 916,2 | 100,0 |
11 | Развитие общественной инфраструктуры | 45 413,0 | 45 413,0 | 100,0 |
12 | Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры | 599,1 | 599,0 | 100,0 |
Итого | 1 835 860,9 | 1 819 167,8 | 99,1 | |
Ейское городское поселение | ||||
1 | Формирование современной городской среды | 27 415,0 | 27 414,8 | 100,0 |
2 | Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры | 19 450,8 | 13 112,6 | 67,4 |
3 | Развитие культуры | 1 192,5 | 1 192,5 | 100,0 |
4 | Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края | 78 698,6 | 73 794,3 | 93,8 |
5 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 927 753,6 | 927 753,6 | 100,0 |
6 | Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 93 680,3 | 93 249,9 | 99,5 |
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2023 год | Исполнено на 01.01.2024г. | % исполнения |
7 | Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса | 1 057,6 | 582,6 | 55,1 |
Итого | 1 149 248,4 | 1 137 100,3 | 98,9 | |
Александровское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 7 927,3 | 7 927,3 | 100,0 |
2 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 2 690,1 | 2 690,1 | 100,0 |
3 | Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 3 170,1 | 3 050,5 | 96,2 |
Итого | 13 787,5 | 13 667,9 | 99,1 | |
Должанское сельское поселение | ||||
1 | Развитие культуры | 377,1 | 377,1 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 4 584,2 | 4 584,2 | 100,0 |
3 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 852,3 | 852,3 | 100,0 |
Итого | 5 813,6 | 5 813,6 | 100,0 | |
Ейское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 4 656,6 | 4 656,6 | 100,0 |
Итого | 4 656,6 | 4 656,6 | 100,0 | |
Камышеватское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 4 364,1 | 4 364,1 | 100,0 |
Итого | 4 364,1 | 4 364,1 | 100,0 | |
Копанское сельское поселение | ||||
1 | Развитие культуры | 386,6 | 386,6 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 2318,0 | 2318,0 | 100,0 |
Итого | 2704,6 | 2704,6 | 100,0 | |
Красноармейское сельское поселение | ||||
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 1 498,3 | 1 498,3 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 2 569,0 | 2 569,0 | 100,0 |
Итого | 4 067,3 | 4 067,3 | 100,0 | |
Кухаривское сельское поселение | ||||
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 2 446,0 | 2 446,0 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 3 621,4 | 3 621,4 | 100,0 |
Итого | 6 067,4 | 6 067,4 | 100,0 | |
Моревское сельское поселение |
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2023 год | Исполнено на 01.01.2024г. | % исполнения |
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 511,3 | 511,3 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 5 104,4 | 5 104,4 | 100,0 |
Итого | 5 615,7 | 5 615,7 | 100,0 | |
Трудовое сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 3 733,0 | 3 733,0 | 100,0 |
Итого | 3 733,0 | 3 733,0 | 100,0 | |
Ясенское сельское поселение | ||||
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 340,9 | 340,9 | 100,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 5 437,8 | 5 437,8 | 100,0 |
Итого | 5 778,7 | 5 778,7 | 100,0 | |
ВСЕГО поселения | 1 205 836,9 | 1 193 569,2 | 99,0 | |
Всего район + поселения | 3 041 697,8 | 3 012 737,0 | 99,0 |
Приложение 2
Информация об исполнении государственных программ Краснодарского края в муниципальном образовании Ейский район по состоянию на 01.05.2024 г. тыс.рублей
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2024 год | Исполнено на 01.05.2024г. | % исполнения |
районный бюджет | ||||
1 | Развитие здравоохранения | 3 000,0 | 0,0 | 0,0 |
л. | Развитие образования | 1 650 204,7 | 464 710,1 | 28.2 |
3 | Социальная поддержка граждан | 74 331,2 | 22 459,8 | 30,2 |
4 | Дети Кубани | 98 961,1 | 32 628,0 | 33,0 |
5 | Обеспечение безопасности населения | 1 989,0 | 0,0 | 0,0 |
6 | Развитие культуры | 1 093,7 | 712,0 | 65,1 |
7 | Развитие физической культуры и спорта | 138 362,6 | 452,9 | 0,3 |
8 | Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 109 463,5 | 221,9 | 0,2 |
9 | Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 13 638,3 | 882,0 | 6,5 |
10 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 205 698,7 | 85 707,9 | 41,7 |
11 | Развитие общественной инфраструктуры | 35 957,6 | 0,0 | 0,0 |
12 | Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры | 10 554,4 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 2 343 254,8 | 607 774,6 | 25,9 | |
Ейское городское поселение | ||||
1 | Формирование современной городской среды | 30 000,0 | 1 422,5 | 4,7 |
2 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 3 462,7 | 0,0 | 0,0 |
3 | Развитие культуры | 519,9 | 0,0 | 0,0 |
4 | Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края | 194 746,3 | 10 278,1 | 5,3 |
5 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 24 141,2 | 12 070,6 | 50,0 |
6 | Развитие жилищно-коммунального хозяйства | 7 654,2 | 7 654,1 | 100,0 |
7 | Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса | 4 930,5 | 0,0 | 0,0 |
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2024 год | Исполнено на 01.05.2024г. | % исполнения |
Итого | 265 454,8 | 31 425,3 | 11,8 | |
Александровское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 8 459,7 | 4 496,0 | 53,1 |
2 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 7 941,6 | 0,0 | 0,0 |
3 | Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | 3 142,5 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 19 543,8 | 4 496,0 | 23,0 | |
Должанское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 4 655,1 | 2 327,5 | 50,0 |
2 | Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса | 2411,5 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 7 066,6 | 2 327,5 | 32,9 | |
Ейское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 6 373,0 | 4 044,7 | 63,5 |
Итого | 6 373,0 | 4 044,7 | 63,5 | |
Камышеватское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 12 679,0 | 10 496,9 | 82,8 |
2 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 1 708,9 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 14 387,9 | 10 496,9 | 73,0 | |
Копанское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 4447,9 | 2738,1 | 61,6 |
Итого | 4447,9 | 2738,1 | 61,6 | |
Красноармейское сельское поселение | ||||
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 2 788,5 | 0,0 | 0,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 3 555,8 | 1 777,9 | 50,0 |
Итого | 6 344,3 | 1 777,9 | 28,0 | |
Кухаривское сельское поселение | ||||
1 | Развитие культуры | 4 290,9 | 0,0 | 0,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 3 830,9 | 1 915,4 | 50,0 |
Итого | 8 121,8 | 1 915,4 | 23,6 | |
Моревское сельское поселение | ||||
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 6 283,3 | 3 171,6 | 50,5 |
Итого | 6 283,3 | 3 171,6 | 50,5 |
Трудовое сельское поселение
№ п/п | Наименование государственной программы Краснодарского края | Утверждено на 2024 год | Исполнено на 01.05.2024г. | % исполнения |
1 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 17 489,5 | 15 513,8 | 88,7 |
2 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 2 528,5 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 20 018,0 | 15 513,8 | 77,5 | |
Ясенское сельское поселение | ||||
1 | Региональная политика и развитие гражданского общества | 2 906,6 | 0,0 | 0,0 |
2 | Управление государственными финансами Краснодарского края | 6 957,1 | 3 914,4 | 56,3 |
Итого | 9 863,7 | 3 914,4 | 39,7 | |
ВСЕГО поселения | 367 905,1 | 81 821,6 | 22,2 | |
Всего район + поселения | 2 711159,9 | 689 596,2 | 25,4 |