Образ женщины в советской фотоклассике

Небольшой рассказ об образе женщины в советской фотоклассике.
Пожалуй, здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фоотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины — активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.


Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади»1936 г.:



Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.

Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:

Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:

А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 (!) года:

«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:

«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:

Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:

Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:

Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.

В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».

Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:

Вариант:

Казахская трактористка (автор и год мне не известны):

По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.

«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:

«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:

Образ советской женщины в суровые годы войны — отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:

В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.

Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото» (к сожалению, авторство и точные даты мне неизвестны).

У доски:

Молдавия:

Комсомольская ударная стройка:

«Лаборантка», 1962:

1960-е:

«Грустный мотив», Баскаков, 1976:

подготовил:visualhistory

Материалы публикуемые на «НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ» это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.


Источник: Деловой Ейск по материалам сайта Наша планета

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение


Об авторе

Деловой Ейск © 2016 Свидетельство регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-66053 от 10.06.2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Любое частичное или полное использование материалов с сайта deleysk.ru допускается только с разрешения редакции "Деловой Ейск" с обязательным указанием ссылки (для интернет-сайтов - активной не закрытой от индексации гиперссылки) на источник информации - сайт Деловой Ейск